Правила грамотного пациента

В середине мая в издательстве «Эксмо» выходит книга медицинского журналиста Ольги Кашубиной «Как болел бы врач: маленькие хитрости большого здравоохранения». «Медуза» опубликовала 16-ю главу книги «Магомет, который идет к горе» — о том, как разговаривать с врачом, чтобы прием оказался максимально полезным.

Ждать, когда же в нашем здравоохранении все, наконец, наладится и врачи научатся правильно общаться с пациентами, нерационально: ожидаемая продолжительность жизни в России не столь велика, чтобы быть таким оптимистом. Поэтому рекомендую пойти другим путем — стать пациентом, который сам стремится наладить контакт даже с тем доктором, который допускает ошибки в общении.

Когда болеешь, не очень-то хочется быть активным: проявлять инициативу первым и следить, чтобы врач рассказал все, что нужно. Но не воспринимайте эту историю потребительски, ведь на кону — ваше здоровье. И если можно чуточку улучшить качество медицинской услуги, то почему бы это не сделать?
Вот что я советую:
1. Сверяйте показания. Подобно тому, как пилоты и представители других ответственных профессий действуют в рамках протокола, время от времени уточняйте у врача, правильно ли вы друг друга понимаете. Повторяйте вслед за ним важную информацию: диагноз, предполагаемый прогноз, назначения, дату следующего приема. Убедитесь, что врач правильно расслышал и понял то, что вы сами ему только что сказали. Это может выглядеть комичным, но опытные врачи относятся к подобной манере общения с пониманием.
Как это выглядит на практике? Вы можете использовать вопросы вроде «Доктор, я правильно понял, что вы подозреваете у меня острый панкреатит?» или «Иван Сергеевич, напоминаю, у меня аллергия на пенициллин — его точно нет среди препаратов, которые вы мне назначили?».
2. Говорите о своих ожиданиях. Нелишним будет донести до врача ваши представления о результатах лечения. Очень часто разочарования при взаимодействии с доктором связаны именно с несовпадением воззрений. Уподобляйтесь любопытному ребенку, который не стесняется задавать вопросы и провоцирует собеседника на откровенность: «Смогу ли я вернуться к спорту через год?», «Моя болезнь будет прогрессировать или наоборот?», «Существует ли лечение, которое может вернуть мне здоровье, — даже если оно очень дорогое?», «Если я приложу максимум усилий — я поправлюсь?», «А есть не такие дорогие таблетки?». Это может вывести врача из зоны комфорта: далеко не всегда на подобные вопросы есть готовый ответ. Но он, как минимум, запомнит вас как неравнодушного и пытливого пациента, от которого не отмахнешься дежурными фразами.
3. И вообще — не бойтесь задавать вопросы. Если вы в частной клинике, а заболевание серьезное, оплатите еще одну консультацию, чтобы иметь возможность поговорить с доктором без спешки. Если это государственное учреждение — узнайте у врача, в каком формате можно задать ему вопросы, если они появятся. Дайте понять, что это не праздное любопытство, а желание улучшить результат лечения, скорее всего, доктор предложит вам позвонить ему в свободное время или написать в мессенджер. Если не предлагает — предложите ему это сами и дайте понять, что будете благодарны даже за отсроченный ответ. С трудом представляю себе врача, который откажется от любых вариантов общения (но допускаю, что такое, увы, возможно). Если доктор согласился — обязательно сформулируйте свои вопросы лаконично, но конкретно, чтобы ему не приходилось угадывать, какого ответа вы от него ждете.
Источник: http://gepatitnews.ru/2019/05/05/pravila-gramotnogo-patsienta/#more-2006